Физиологические и психологические особенности людей пожилого возраста

Физиологические и психологические особенности людей пожилого возраста

В чем заключаются возрастные особенности пожилых людей? Каковы психологические особенности людей пожилого возраста? Какие физиологические особенности людей пожилого возраста стоит учитывать? В чем особенности питания людей пожилого возраста?

Из этой статьи вы узнаете:

  • В чем заключаются возрастные особенности пожилых людей
  • Каковы психологические особенности людей пожилого возраста
  • Какие физиологические особенности людей пожилого возраста стоит учитывать
  • В чем особенности питания людей пожилого возраста

Многие в слова «старость» и «люди преклонного возраста» вкладывают негативный смысл. Такое восприятие сказывается на самоощущении стариков и на отношении к ним молодого поколения. Для того чтобы избежать подобных стереотипов в мышлении, необходимо знать особенности людей пожилого возраста.

Возрастные особенности пожилых людей

Пожилыми людей начинают считать с 60–65 лет. Большинство представителей этой возрастной группы ведут активный образ жизни, продолжают работать, будучи пенсионерами, помогают детям, занимаются внуками. Конечно, после 65 лет в организме начинается перестройка иммунитета, гормонов. Все ткани и системы организма изменяются в той или иной степени. Чаще всего, ухудшается самочувствие. Не остаётся без изменений и социальный статус. Всё это приводит к появлению определенных особенностей людей пожилого и старческого возраста.

Лучшие цены на услуги по уходу за пожилыми в Москве и области!

Дом престарелых в Левобережном

10 дней бесплатно!

Дом престарелых в мкр Левобережный

Дом престарелых в квартале Терехово

Забронировать 10 дней

10 дней бесплатно!

Дом престарелых в квартале Терехово

Дом престарелых в квартале Терехово

Забронировать 10 дней

10 дней бесплатно!

Дом престарелых в Левобережном

Дом престарелых в Химках

Забронировать 10 дней

10 дней бесплатно!

Дом престарелых в Химках

Возрастные особенности пожилых людей

В этот период человеку необходимо получать приток энергии извне. Почувствовать себя важной частью общества пенсионеры могут, если они ведут физическую и интеллектуальную деятельность, в их семье всё благополучно, у них складывается доброжелательное общение с окружающими. Людям пожилого возраста необходимо следить за своим питанием, включать в него как можно больше витаминов, своевременно обращаться к врачам. Нередко многие обретают смысл жизни, обращаясь к религии.

Стоит отметить, что после выхода на пенсию человек может развить свой талант и способности. То, на что раньше не хватало времени, становится доступным и возможным. Многие люди пожилого возраста начинают воплощать свои давние мечты: ходят на рыбалку, в театр, на концерты, создают уют на даче, общаются с друзьями и т. д. Столь активная жизнь не дает думать о том, что лучшие годы уже позади. Именно в этот период человеку необходимо радоваться каждому моменту, внимательно относится к своему самочувствия, проявлять заботу о своем внешнем виде и быть активным. Тогда никакие возрастные особенности не будут мешать получать удовольствие от жизни.

После преклонных лет неминуемо наступает старость, которая становится особенным периодом для каждого человека. Поскольку продолжительность жизни в России выросла, то под старостью принято считать возраст от 75 лет. Те, кому больше 90 лет, считаются долгожителями. Когда приходит старость, возрастные особенности становятся очевидными. Ухудшается состояние всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и др.

Каждый день гибнут клетки тела, сосуды, сухожилия, соединительная ткань становится не такой эластичной, как раньше. В целом всё функционирование организма ухудшается: слабеют мышцы, меняются кости и суставы. Сердце работает уже не в том темпе, снижается интенсивность кровообращения, возникают дегенеративные процессы в функционировании печени, почек, пищеварительной системы.

Всё, что происходит внутри, сказывается и на особенностях внешнего вида. На коже появляются морщины и пигментные пятна, седеют волосы, нередко начинают выпадать зубы.

Старость можно воспринимать как время для умиротворения и наблюдения. И хотя от физической активности люди пожилого возраста быстро утомляются, им всё же нужно каждый день гулять и видеться с друзьями. Часто даже в возрасте 70+ человек остаётся примером для молодёжи: он активен, придерживается здорового образа жизни, следит за своей внешностью, делится своим опытом и наблюдениям с окружающими. Очень сказывается на состоянии здоровья пожилых людей микроклимат, сложившийся в семье, отношения с родными и близкими, а также правильный рацион питания.

Рекомендуем

Психологические особенности людей пожилого возраста

В рамках проведённых геронтологических исследований удалось установить, что после 60–65 лет отношение человека к происходящему вокруг значительно меняется: он становится рассудительнее, спокойнее, осторожнее и мудрее. Жизнь для него становится главной ценностью. Пожилые люди меньше заботятся о своём внешнем виде, уделяя больше внимания здоровью и душевному состоянию.

Психологические особенности людей пожилого возраста

Изменяются в отрицательную сторону особенности характера человека, достигшего почтенных лет. Это случается потому, что снижается внутренний контроль над реакциями. Наружу выходят те качества характера, которые ранее удавалось прятать. Кроме того, старикам свойственно проявление эгоцентризма и нетерпимости по отношению к тем, кто не проявляет к ним необходимого им внимания.

Лучшие цены на услуги по уходу за пожилыми в Москве и области!

Дом престарелых в Левобережном

Дом престарелых в мкр Левобережный

Дом престарелых в квартале Терехово

Подробнее

Дом престарелых в квартале Терехово

Дом престарелых в Химках

Подробнее

Дом престарелых в Химках

К числу других социально-психологических особенностей людей пожилого возраста относятся:

Гипертрофированное восприятие реальности. Прежде всего, это связано с тем, что в жизни пожилого человека не происходит большого количества новых событий. По этой причине даже что-то совсем незначительное становится для стариков чем-то важным, о чем они постоянно думают. Размышляя над этим долгое время, они далеко не всегда делают верные выводы. Всё это становится поводом для тревог, страхов, надуманных проблем, не имеющих ничего общего с реальностью.

Своеобразное ощущение времени. Психологическая особенность людей в старческом возрасте заключается в том, что они начинают постоянно оглядываться назад, думать о прошлом. Пенсионеры хотят, чтобы время остановилось, чтобы вернулись духовные и моральные ценности, которые были для них так важны в молодости. По этой причине старики любят вспоминать былое. По мнению специалистов, пожилым людям полезно испытывать переживания, которые связанны с молодостью, поскольку так они могут избавиться от апатии и почувствовать себя бодрыми.

Освоение новой социальной роли. Новоиспечённые пенсионеры некоторое время ещё стараются поддерживать контакт с бывшими коллегами, однако со временем эта связь ослабевает. Особенности общения людей пожилого возраста проявляются в том, что они теперь больше взаимодействуют со своими родственниками. Происходит переоценка ценностей и былых привязанностей.

Развитие повышенной психологической защиты. С одной стороны, это помогает поддерживать внутреннее душевное равновесие, но с другой — приносит отрицательный эффект, который выражается в нежелании получать новую информацию или менять привычные особенности жизненного уклада.

У людей преклонных лет много психологических особенностей. По этой причине молодёжь зачастую не понимает некоторых страхов и убеждений представителей старшего поколения. Общество должно стать более терпимым и внимательным к нуждам и желаниям людей пожилого возраста.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Физиологические особенности людей пожилого возраста

С течением лет кожный покров истончается, это происходит преимущественно на кистях, ступнях, в зоне крупных суставов и костных выступов. Появляется сухость, морщины. В значительной мере сокращается количество подкожно-жировой клетчатки, появляется дряблость кожи. Всё это приводит к тому, что ткани легко травмируются, появляются трещины, язвы, и заживление занимает много времени.

Физиологические особенности людей пожилого возраста

В течение жизни волосы изменяются из-за влияния иммунных, генетических, гормональных воздействий, а также ряда экзогенных факторов, включая мороз, жару, химикаты и механические травмы. Перемены атрофического и дистрофического характера происходят и в волосяных луковицах, теряется пигмент, волосы становятся ломкими.

Сокращается со временем и общее количество костной ткани. Истончаются костные хрящи, межпозвонковые диски, что приводит к появлению боли, изменению осанки, искривлению позвоночного столба. Это уже относится к физическим особенностям людей пожилого возраста.

Количество мышечной ткани также сокращается. В результате этого человек не способен активно трудиться и поддерживать свою активность. Он быстро утомляется, оказываясь не способным выполнять что-то за один подход.

Походка людей пожилого возраста становится медленнее, неувереннее, укорачивается шаг и при ходьбе возникает шарканье. Увеличивается время опоры на двух ногах. Человеку преклонных лет становится трудно развернуться, он делает это неуклюже и медленно.

Потеря эластичности наблюдается и в легочной ткани. В диафрагме и грудной клетке теряется прежняя подвижность. Легкие престают расправляться полностью в момент вдоха, возникает одышка. Снижает бронхиальная проходимость и свойство бронхов очищаться. Из-за недостаточной вентиляции легких есть риск развития пневмонии застойного характера.

Деятельность сердечной мышцы с течением лет ухудшается. Прежде всего, это влияет на сократительную функцию сердечной мышцы, которая позволяет крови поступать в организм. Если совершается физическая деятельность, то организм от сердца не получает достаточного количества крови, а ткани не снабжаются кислородом в полной мере. Все эти особенности сказываются на снижении физических показателей организма пожилого человека, приводят к быстрому утомлению.

Рекомендуем

Особенности питания людей пожилого возраста

Особенности питания людей пожилого возраста

Важно минимизировать количество потребляемых животных жиров, включая сливочное масло, сливки, жирное мясо, рыбу, икру, субпродукты. Необходимо есть пищу, приготовленную без «участия» жиров. Лучше выбирать тушеные, запеченные, вареные блюда.

Не стоит злоупотреблять солью и сахаром. Нужно соблюдать суточную норму: до 50 г сахара в сладких блюдах и до 5 грамм соли и в рыбных и мясных блюдах.

Рекомендуется употреблять кисломолочную продукцию с низким содержанием жира, богатую пробиотиками.

Хорошо, если в рационе людей пожилого возраста будут присутствовать полиненасыщенные жирные кислоты, входящие в состав растительных масел и жирной рыбы.

Следует включать в рацион продукты, богатые витамином С. Это могут быть апельсины, смородина, грейпфруты, черника, лимон, отвар шиповника.

Рекомендуется употреблять продукты, содержащие соли калия и магния. Речь идет о моркови, молоке, орехах, пшене, картофеле, свекле, рисе, капусте и т. д.

Необходимо есть больше продуктов, содержащих пищевые волокна, а именно: овощи, фрукты, ягоды, цельнозерновой хлеб.

Полезны продукты, в состав которых входят витамины группы В. Например: отруби, хлеб, бобовые, молочные продукты, рыбу и крупы.

Питание должно быть дробным и частым

Питание должно быть дробным и частым.

Для полноценного и правильного функционирования организма пожилым людям следует не забывать об определенных особенностях питания. В этом возрасте нужно включать в рацион:

  • Кисломолочную нежирную продукцию. Это могут быть такие напитки, как: ряженка, кефир, йогурты. В них очень много белка, витамина В2 и кальция.
  • Очень полезны различные крупы, так как в них много пищевых, натуральных, растворимых волокон. К примеру, особенность овсянки в том, что она помогает уменьшить количество сахара в крови, снизить холестерин. Все каши имеют много ценных свойств, по этой причине их необходимо включать в ежедневный рацион.
  • Минимум трижды в неделю советуем включать в меню блюда из гороха, фасоли и чечевицы, являющиеся источником белка. В них много фитоэстрагенов, способных уменьшить вероятность появления сердечно-сосудистых заболеваний, остеопороза. Если у пожилого человека подагра, а также проблемы с почками и суставами, употреблять такие продукты не стоит.
  • Минимум трижды в неделю рекомендуют есть жирную рыбу. Это может быть сельдь, скумбрия, сардины. Благодаря рыбьему жиру сердце работает более слаженно, иммунитет становится крепче, холестериновый обмен приходит в норму. Рыба содержит белок, цинк, железо, витамин А и D.
  • Важно употреблять всевозможную зелень, являющуюся источником витамина С и фолиевой кислоты. Зелень лучше есть свежей, минимум дважды в день.
  • Людям пожилого возраста в виду особенностей их организма полезно включать в свой рацион различные фрукты и ягоды, содержащие биологически активные соединения и натуральные пищевые волокна. Благодаря ним организм получает защиту от злокачественных новообразований.
  • Ежедневно нужно есть орехи и семечки, содержащие белок, полиненасыщенные кислоты и витамины.
  • Хорошо повлияет на организм и употребление овощей. Их можно включать в рацион в любом виде.
Читайте также:  Современные концепции гипертрофии скелетных мышц
Рекомендуем

Дома для престарелых в Подмосковье

Сеть пансионатов для пожилых людей предлагает дома для престарелых, которые являются одними из лучших в плане комфорта, уюта и расположены в красивейших местах Московской области.

Мы готовы предложить:

  • Комфортабельные пансионаты по уходу за пожилыми людьми в Москве и МО. Предложим все возможные варианты для размещения близкого Вам человека.
  • Большую базу квалифицированного персонала по уходу за пожилыми людьми.
  • Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).
  • Если Вы в поиске работы, мы предлагаем вакансии сиделок.
  • 1-2-3-местное размещение в пансионатах для пожилых людей (для лежачих специализированные удобные кровати).
  • 5-разовое полноценное и диетическое питание.
  • Ежедневный досуг: игры, книги, просмотр кинофильмов, прогулки на свежем воздухе.
  • Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.
  • Еженедельный осмотр профильных врачей.
  • Комфортные и безопасные условия: благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух.

В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их не волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.

Консультацию относительно приема в пансионат Вы можете получить по телефону:

О старости как последнем этапе онтогенеза

Шагидаева, А. Б. О старости как последнем этапе онтогенеза / А. Б. Шагидаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 725-729. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9871/ (дата обращения: 28.06.2022).

В статье представлен сравнительный анализ взглядов зарубежных и отечественных психологов на старость как последний этап онтогенетического развития, подробно рассмотрена теория стадий возрастного развития Э. Эриксона, проанализированы психологические характеристики ведущей деятельности в старости с точки зрения отечественного деятельностного подхода.

Ключевые слова: психическоеразвитие,социальная ситуация развития,ведущая деятельность, зрелый возраст, пожилой возраст, старческий возраст.

В начале нашего исследования рассмотрим такие базовые понятия возрастной психологии и психологии развития, акмеологии как: «развитие», «социальная ситуация развития», «возрастные психические новообразования», «развитие личности».

Развитие (в психологии) — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (по Артуру Александровичу Реану). Учёные различают две базовые формы развития:

1. Эволюционная форма развития — медленные, количественные изменения (по Чарльзу Дарвину);

2. Скачкообразная (революционная) форма развития — фундаментальные преобразования в относительно короткие периоды времени, т. е. развитие через кризисы (периоды критического развития психики, когда происходят качественные скачки психического развития), перемежающиеся литическими периодами (периодами «скрытого» развития, когда происходит количественное накопление психических изменений), — по Льву Семёновичу Выготскому. [5, 7, 11, 12, 13, 15]

Социальная ситуация развития личности — это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности (в обществе), отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (по Льву Семёновичу Выготскому). [5, 7, 11, 12, 13, 15]

Возрастные психические новообразования — это понятие, обозначающее собою нечто принципиально новое (ранее не имеющееся) в психическом развитии личности, появляющееся на определенном этапе онтогенеза. Согласно Л. С. Выготскому, выделяются психические («в узком смысле»), социальные (психосоциальные), деятельностные (социально-психологические) новообразования. [5, 7, 11, 12, 13, 15]

Психическое развитие — это происходящее в онтогенезе закономерное и последовательное формирование и изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики человека в ходе онтогенеза обусловлено такими факторами как наследственность, окружающая среда и активность данного индивида. [5, 7, 11, 12, 13, 15]

В психологии развития и акмеологии имеется целый ряд общепсихологических теорий психического развития, основанных на разнообразных теоретико-эмпирических подходах: биогенетический подход (теория рекапитуляции Эрнеста Геккеля и Стенли Холла, психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и других учёных); социогенетический научный подход (концепция Эрика Эриксона и других учёных); когнитивный научный подход (концепция Жана Пиаже и других учёных); культурно-исторический научный подход (концепции Л. С. Выготского, В. С. Мухиной, Л. Ф. Обуховой, И. В. Дубровиной и др.учёных); деятельностный научный подход (теории и концепции С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, А. И. Подольского, А. А.Реана, И. Ю. Кулагиной и др.учёных); психосоциальный (социально-психологический) научный подход (концепции Владимира Николаевича Мясищева, Артура Владимировича Петровского, Галины Михайловны Андреевой, Александра Ивановича Донцова, Михаила Юрьевича Кондратьева, Анатолия Леонидовича Свенцицкого, Леонида Васильевича Куликова и других учёных). [5, 7, 11, 12, 13, 15]

Отметим, что ряд теорий, начиная с теории Зигмунда Фрейда, в принципе не рассматривает возраст старости. Подчеркнём, что из тех не очень многочисленных теорий, которые предметно анализируют жизненный период старости, наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание получила теория стадий возрастного развития Эрика Эриксона. Он развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал психосоциальный аспект развития людей, — как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития. В основание возрастной периодизации Э. Эриксоном были положены процессы психофизического созревания человека, процессы становления индивидуальной сознательности («развитие сознательного ″Я″») и процессы социализации личности в обществе. Э. Эриксон особое внимание уделял социально-психологическим параметрам развития личности на всех возрастных этапах жизнедеятельности и формирования личности. Э. Эриксон, подвергая анализу психовозрастное развитие личности, во всех возрастах, в том числе и в возрасте старости, выделял амбивалентные дуальные пути психосоциального развития личности. Анализируя взрослые возраста, Э. Эриксон особое значение придавал содержательной взаимосвязи этапов среднего, зрелого, пожилого и старческого возрастов в контексте сущностно общего для всех них макроэтапа развития личности во взрослой жизни. [5, 7, 11, 12, 13, 15] Именно так, комплексно, Э. Эриксон понимал возрасты взрослости, зрелости, старости и возраст преклонных лет, что мы отображаем в таблице № 1.

Возрасты взрослости, зрелости, старости и возраст преклонных лет

29/30–40/42: взрослость (взрослый, средний возраст),

40/42–53/55: зрелость (средний, зрелый возраст)

[1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 14, 16]

творчество/застой, — качественное развитие или угасание креативности; личностно-социальная экстернальная продуктивность/репродуктивность; активное профессиональное социальное развитие, полномасштабное определение своего места в обществе, культурно-религиозное становление и развитие личности в общественных отношениях

53/55–63/65: пожилой возраст (т.н. возраст акме или поздняя зрелость, или т. н. предстарость),

63/65–73/75: старческий возраст (старость, т.н. возраст творческого опыта),

73/75–83/85: преклонный (т.н. дряхлый) возраст (т.н. второй период акме в течение зрелой жизни человека или глубокая старость)

[1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 14, 16]

интеграция/разочарование, — приобретение нового социального статуса или потеря своего социального Я; значимость для личности собственных профессиональных достижений и их переоценка «с высоты возраста», качественно новый поиск смысла жизни и деятельности; в позитивном варианте развития — продолжение социально и профессионально активной жизни; наряду с активацией общественной позиции личности — стагнация культурного развития личности; стремление к Богу; становление в ролях бабушек и дедушек в семье; для женщин вероятен уход в семью, творчество и рукоделие, для мужчин более вероятны политическая жизнь, наука, развлечения

Отметим, что со времён Э. Эриксона, общепринятыми в зарубежной и отечественной психологии развития в целом и в геронтологии в частности, границами изучаемых возрастных периодов являются: 53–55 — 63–65, — пожилой возраст (поздняя зрелость, предстарость); 63–65 — 73–75, — старческий возраст (старость); 73–75 — 83–85, — преклонный возраст (глубокая старость); 83–85 — до конца жизни, — возраст долгожителей (долгожительство)[5, 7, 11, 12, 13, 15].

Также в отечественной психологии зачастую старость определяется как возрастной период после 60 лет: с 62 лет в периодизации В. И. Слободчикова, после 65 лет — у Г. С. Абрамовой (в периодизации которой выделяется также пожилой возраст — 51–65 лет), после 60–70 лет — у И. Ю. Кулагиной, В. Н. Колюцкого (в периодизации которых отсутствует выделение пожилого, старческого, преклонного возрастов и долгожительства, выделяется только единый период поздней зрелости и старости и др.) [7].

Теперь, с позиций отечественного деятельностного научного подхода (А. Н. Леонтьев и др.), мы проанализируем психологические характеристики ведущей деятельности, — в контексте рассматриваемой нами обширной возрастной эпохи психического развития людей.

Зрелый возраст (зрелость): 30–32 — 50–55, — ведущей является профессионально-трудовая деятельность. Происходит самореализация в профессии, актуализация личностного потенциала, качественное расширение способностей, формирование полного самосознания собственной жизнедеятельности. [13] Этот аспект понимается в акмеологии как в положительном смысле, в контексте позитивного развития личности в плане зрелого осознания ею своих способностей и возможностей в социуме и в профессии, так и в отрицательном смысле. Как бы то ни было, в этом возрасте имеется качественно новая профессионально-общественная социализация и самоинтеграция.

Читайте также:  Берут ли в армию с врожденным пороком сердца

Существует ориентация на общественные ценности, социальная мотивация к позитивному изменению общественной жизни, к самосовершенствованию в контексте общественных связей. В этом разрезе, производственные отношения становятся главным компонентом в общении и в совместной деятельности людей. Профессиональные ценности вновь, как и в молодости, качественно интериоризируются (присваиваются на новом этапе развития личности), происходит их экстериоризация (личностное продуцирование вовне), они являются ориентирами для дальнейшего саморазвития и самораскрытия личности. Период зрелости характеризуется самоконтролем как интегральным свойством возраста. При этом все периоды зрелой жизни отмечены самообразованием (в самом широком смысле) и процессом существенного увеличения его доли в профессионально-личностном саморазвитии человека.

С аналитической позиции деятельностного подхода, главным психовозрастным свойством всего возрастного периода зрелой жизни является осознание и принятие человеком своего акмекак принципиально возможных для данной конкретной личности социально-профессиональных вершин собственных достижений. В психологии развития, акмеологии предполагается, что во всех случаях у людей в этом возрасте наблюдается пик творческой профессиональной самореализации [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16].

Пожилой возраст (поздняя зрелость): 53–55 — 63–65, — ведущей деятельностью вновь является личностно-семейное ролевое самоопределение. Данный процесс осуществляется на иной качественной основе, чем это было ранее, так как у людей уже появляются внуки. В сознании людей пожилого возраста происходит пересмотр семейных ролей, эмоционально наступает вторая молодость. У людей в возрасте поздней зрелости во внутриличностном плане производится ориентация на воспитание внуков, что психологически происходит у дедушек и бабушек на иной качественно-сознательной основе, нежели чем это было у них с их собственными детьми. Бабушки и дедушки осознают то, что главное в жизни человека — это воспитание подрастающих поколений, начиная со своих внуков, и психосоциально проявляют это в своей жизнедеятельности. Между пожилыми супругами углубляется интимно-личностное эмоциональное единение в общении и совместной деятельности по воспитанию внуков и в процессе помощи молодой семье, — то есть — детям и внукам молодых бабушек и дедушек. В ряде случаев совершается также профессиональное дальнейшее развитие и самоактуализация в наиболее сложных областях профессии (при условии продолжающейся профессионализации). Наряду со всем этим, в данном возрасте в подавляющем большинстве случаев у людей происходит осознание пройденного жизненного пути и переосмысление личностного опыта в социальном ключе, в контексте общественной значимости своих жизненных свершений [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16].

В старческом возрасте (старости): 63–65 — 73–75, — происходит осмысление людьми уже сделанного, свершённого в жизни и деятельности и качественная переоценка всего уже достигнутого ими в жизни. Осуществляется формирование мудрости жизнедеятельности, человек активно передаёт свой богатый опыт последующим поколениям. В семьях людьми данного возраста производится так называемое оформление личностных вкладов, — бабушки и дедушки субъектно активизируют себя в роли воспитателей внуков и в роли материальных обеспечителей жизнедеятельности своих детей и внуков [6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16].

В старости у людей активизируется общение со сверстниками, с ровесниками — оно обладает очень важным психотерапевтическим эффектом и большим психологическим потенциалом для мотивационно-деятельностной активности личности [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16].

У подавляющего большинства людей период поздней зрелости или пожилого возраста, предстарости, — 53–55 — 63–65, и, конечно, период старческого возраста, старости, — 63–65 — 73–75, органически связан, прежде всего, с прекращением репродуктивного периода телесной жизни — с периодом климакса [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13].

Психологически жизненный период старости (63–65 — 73–75) глобально характеризуется осознанием итогов жизни и их положительным принятием, при оптимальном развитии личности, или т. н. отчаянием старости, что, при негармоничном развитии личности характерно, разумеется, и для преклонного (дряхлого) возраста, — 73–75 — 83–85 [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16].

Главным психосоциальным достижением эпохи пожилого возраста (53–55 — 63–65), эпохи старости (63–65 — 73–75), и генеральным внутриличностным психическим основанием, обеспечивающим сохранность личностного здоровья людей этих возрастов, является принятие собственной экзистенции (от лат. existentia — существование), полное самопринятие человеком своей индивидуальной бытийной сущности [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14].

Несомненным социально-психологическим позитивным результатом жизнедеятельности людей старческого возраста (63–65 — 73–75), является так называемый феномен мудрости жизни, имеющий большую общественную значимость и огромное культурное значение [6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 16].

Преклонный (т.н. дряхлый) возраст: 73/75–83/85, — ведущей деятельностью является самоосмысление, а также осмысление проблем бытия, вечности и Бога.Людьми преклонного возраста психологически производится детальное подведение жизненных итогов, содержательно осознаётся завершение жизненного цикла, переосмысливается своё место в мире и во вселенной. На первый план в познавательной и социальной деятельности выходят религиозные, мировоззренческие, политические и нравственные проблемы. Если условия жизни в преклонном возрасте негативны, наблюдается размывание и нивелирование ведущей деятельности данного возраста (что обусловлено ещё и фактором интеллектуального развития личности — в его культурных характеристиках) [7, 10, 12, 13, 14, 16].

В преклонном возрасте происходит ресоциализация в семье, имеет место занятие новых семейных ролей (прабабка, прадед, т.н. патриарх), производится воспитание взрослых внуков. В отсутствие семейной ресоциализации, имеет место быть, как правило, достаточно активная ресоциализация в таких областях деятельности и знания как культура, религия, общественная мораль. Наряду с этим, у людей дряхлого возраста явно имеет место психосоциальный процесс отхода от активных форм выполнения профессиональной деятельности (даже, при условии их наличия в старческом возрасте). Итак, даже в случаях поддержания профессиональных контактов и продолжения профессиональной деятельности, практически всегда в преклонном возрасте явно выражено психологическое ослабление включённости человека в процесс осуществления общественно полезного труда, и существенно преобладают пассивные формы реализации в профессии [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16].

В заключение мы укажем на то, что в отечественной психологической науке наиболее согласующейся с теорией Э. Эриксона в общенаучном психосоциальном смысле и в большей степени значимой именно для анализа старости, нам представляется концепция развития личности посредством общения А. В. Петровского. Он утверждал, что основным активатором развития личности является не деятельность (как в теории Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева), а разного рода общение (коммуникация, интеракция, социальная перцепция), которое можно понимать и в качестве особой деятельности (как взаимодействие людей в процессе общения и познания). Это утверждение концептуально предстаёт в качестве научного постулата, определяющего особую ценность общения во всех возрастах и, в том числе, в старческом возрасте [6, 7, 8, 12, 13, 14, 16].

Таким образом, имеется решающая значимость общения для поддержания социально-профессиональных контактов человека в пожилом и в старческом возрасте, а также выявляется наиважнейшее значение тех компонентов и сторон общения, на базе которых строится социальное взаимодействие в старости и в преклонном возрасте [6, 7, 8, 12, 14, 16].

1. Александрова Н. Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза // Развитие личности. — 2002. — № № 3–4.

2. Ананьев Б. Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

3. Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

4. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

5. Крайг Г. Психология развития. 7-е межд. издание. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

6. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старения. — М.: Академия, 2002. — 288 с.

7. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.

8. Лидерс А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

9. Москвитина О. А. Психологическое здоровье людей позднего возраста // Сборник материалов круглого стола с международным участием «Психология здоровья: новое научное направление» 14–15 декабря 2009 г. Санкт-Петербург, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы» — СПб., 2009.

10. Обухова Л. Ф., Обухова О. Б., Шаповаленко И. В. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения // Психологическая наука и образование. — 2003. — № 3.

11. Психология старости. Хрестоматия. Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. — 752 с.

12. Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

13. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 683 с.

14. Сенкевич Л. В., Шагидаева А. Б. Особенности мотивационной сферы у одиноких пожилых людей, проживающих в условиях геронтологического центра // Учёные записки Российского государственного социального университета. — 2011.- № 7, С. 225–230.

Читайте также:  Аневризма аорты

15. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: Пер. с англ.. — 3-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2002. — 256 с.

16. Шагидаева А. Б. Специфика нравственной сферы у одиноких пожилых людей // Психология нравственности и религия: XXI век: Материалы международной конференции (16–17 ноября 2011 года): [Сборник] / ГОУ ВПО МГПУ, ГКА им. Маймонида, — МО, Щёлково: Издатель Марохтин П. Ю., 2011. — С. 465–469.

Основные термины (генерируются автоматически): старческий возраст, пожилой возраст, преклонный возраст, возраст, поздняя зрелость, ведущая деятельность, старость, возрастное развитие, возрастной период, зрелый возраст.

Ключевые слова

психическое развитие, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, зрелый возраст, пожилой возраст, старческий возраст.

Похожие статьи

Старость как кризисный возрастной период | Статья в сборнике.

Ключевые слова: возраст, кризис возрастного развития, старость, кризис старости, интегративность, безысходность, смысл, типы личности в старости, геронтопсихология.

Возрастные особенности качества жизни у женщин 60–79 лет

старческий возраст, физическая активность, пожилой человек, показатель, человек пожилого, группа, женщина, увеличение продолжительности жизни, положительное влияние, возрастная самооценка.

Показатели функции равновесия у мужчин пожилого.

Исследования особенностей постуральной системы управления у людей пожилого и старческого возраста продолжают оставаться одной из актуальных проблем геронтологии и гериатрии и всего комплекса наук о стареющем человеке.

Особенности переживания кризиса середины жизни лицами.

В статье рассматривается проблема особенности переживания кризиса середины жизни лиц зрелого возраста. Рассматриваются результаты эмпирического исследования симптомов возрастного кризиса зрелых людей.

Основные термины (генерируются автоматически): пожилой.

Оптимальным типом старения характеризуются пожилые люди, избравшие в старости цель сохранения и развития своей личности, сохранения и

Недооценка этими пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего поведения в отношениях с окружающими ведёт к.

Особенности показателя функции равновесия у мужчин пожилого.

К изучению возрастных особенностей постурального баланса у лиц пожилого и старческого возраста с постуральной стабильностью и нестабильностью, ранее обращались зарубежные исследователи [7, 9, 10].

Физическая активность у лиц старших возрастных групп

Пожилой и старческий возраст является одним из критических периодов жизни человека, во время которого происходят морфофункциональные изменения организма, способствующие постепенному снижению жизнедеятельности.

Возраст человека во фразеологической картине мира русских.

Проведен выбор и сопоставление русских и вьетнамских пословиц о возрастных состояниях человека, их перевод и толкование, сопоставление их образов и смыслов. Моделируя национальной картину мира на основе пословиц и поговорок, мы исходили из того.

Особенности постурального баланса у мужчин старших.

В исследование были включены 187 мужчин пожилого и старческого возраста (средний возраст 71,6±8 года), БВ которых находился в пределах от 60 до 89 лет. Для вычисления БВ использовали формулу по В. П. Войтенко, 3-й вариант [11].

Автор находится в преклонном возрасте

Пожилой возраст – один из сложных периодов жизни, связанный с постепенным снижением физиологических и социальных функций.

По официальным данным ВОЗ и ассоциации геронтологов, пожилым считается возраст от 60 до 74 лет, старческим от 75 до 90 лет. Чтобы обеспечить человеку комфортное старение, нужно понимать психологические особенности людей преклонного возраста.

Классификация типов старости

Классификация типов старости

Известно четыре социально-психологических типа старости, которые считаются благополучными:

  • Первый тип. К этому типу относятся люди, которые закончив свою профессиональную деятельность, принимают активное участие в различных социальных процессах: оказывают помощь нуждающимся, участвуют в общественной жизни. Такое времяпрепровождение позволяет ощутить востребованность, избежать негативных мыслей и вести активный образ жизни.
  • Второй тип. Данный тип характеризуется тем, что пенсионер всю свою энергии аккумулирует на самообразование, развлечения, путешествия, занимается делами, на которые в более молодом возрасте у него не хватало времени. Люди, относящиеся к этому типу, отлично приспосабливаются к любым условиям и ситуациям.
  • Третий тип. Чаще всего к этому типу относятся женщины пожилого возраста, которые посвящают все свободное время своей семье и решению бытовых проблем. В силу своей занятости у них не остается времени на уныние, апатию, психологические переживания и негативные эмоции. Они чувствуют востребованность и абсолютно довольны своей жизнью.
  • Четвертый тип. Этот тип характерен для престарелых людей, основная цель которых – забота о своем здоровье. Их моральное удовлетворение напрямую связано с состоянием здоровья и может меняться в зависимости от самочувствия. К негативным моментам представителей этого типа относится повышенная тревожность, настороженность, преувеличение мнимых болезней.

Факторы, способствующие преждевременному старению:

  • Снижение физической активности.
  • Отсутствие интересов.
  • Сужение сферы деятельности.
  • Ощущение одиночества, опустошения.
  • Погружение человека в негативные мысли.

Возникновение этих факторов можно безболезненно преодолеть либо предупредить. Для этого нужно изменить свое отношение к периоду старения и понять, что старость – это всего лишь очередной жизненный этап.

Изменение поведения в пожилом возрасте

Пожилой и старческий возраст характеризуется различными изменениями, которые выражаются в следующих проявлениях:

  • Обидчивость. Достаточно часто люди преклонного возраста не понимают смысл некоторых слов и полагают, что неудачные шутки направлены в их адрес. В общении с пожилыми людьми следует быть максимально внимательными и взвешивать каждое слово. Только доброжелательное общение поможет избежать обидчивости со стороны близких родственников.
  • Агрессия. Эта эмоция может возникать не по вине пожилого человека, а произвольно. Причина таких проявлений – гормональный сбой или различные социальные факторы. Если агрессия носит эпизодический характер, стоит набраться терпения и узнать у человека о причине его беспокойства. Однако если агрессивное поведение проявляется регулярно и мешает жить окружающим, следует обратиться за помощью к специалисту.
  • Желание высказаться. Одна из особенностей психики людей преклонного возраста – стремление хоть ненадолго вернуться в тот период, когда они были востребованы и полны физических сил. Поэтому достаточно часто они в разговоре зацикливаются на воспоминаниях и всецело предаются воспоминаниям. В этом случае необходимо выслушать человека и плавно сменить тему беседы.
  • Тревожность. Нередко ухудшение здоровья и ощущение неполноценности вызывает тревогу и беспокойство. Пожилой человек не хочет чувствовать себя обузой и впадает в угнетенное эмоциональное состояние. Чтобы избежать депрессии престарелого, близкие люди должны попытаться настроить человека на позитив, подняв его самооценку: хвалить за любые достижения, поступки и т.д. Таким образом, он почувствует себя более уверенно и, возможно, будет пытаться сделать что-то полезное.
  • Забывчивость. Причина таких проявлений – различные изменения в структуре мозга. Угасание функций головного мозга – необратимый естественный процесс, предотвратить который невозможно. Если забывчивость не вносит дискомфорт в жизнь престарелого человека, не стоит придавать этому большое значение. Однако если появляется реальная угроза его здоровью и жизни, требуется помощь врача-психиатра, который установит причину психического расстройства и назначит лечение, корректирующее поведение.
  • Скупость. Пенсионный возраст практически всегда означает снижение финансовых возможностей и это, конечно, негативно сказывается на эмоциональном состоянии человека. Он начинает экономить денежные сбережения, старается жить по средствам, которые получает ежемесячно в виде пенсионных выплат. Отсюда появляется бережливость, которую близкие люди нередко принимают за скупость.
  • Восприятие информации. Проблемы с концентрацией внимания и слухом в пожилом возрасте возникают достаточно часто. Поэтому при общении с престарелым говорить нужно громко, а речь должна быть четкой. Если человек не понимает, о чем разговор, следует повторить эту же информацию еще раз, подобрав более простые выражения и фразы. Важно знать, что сложные предложения пугают пожилого человека и он начинает еще больше осознавать свою беспомощность. Чтобы беседа стала для пожилого человека информативной, нужно говорить медленно, дружелюбно, делать между предложениями паузы. Это позволит ему понять суть разговора и принять активное участие в беседе.

Только поняв, что престарелый человек нуждается в доброжелательном отношении и внимании, можно выстроить с ним продуктивное общение и оказать помощь.

особенности лиц пожилого и старческого возраста

Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста

Для людей преклонных лет характерен консервативный взгляд на все происходящее и критика современной жизни. Такая психологическая особенность негативно отражается на их адаптации после завершения профессиональной деятельности.

Рассматривая жизненные позиции пенсионеров, стоит выделить следующие категории:

  • Конструктивная. Этой позиции придерживаются люди, которые всегда спокойны и уверенны в себе. Они позитивно воспринимают все жизненные этапы, сохраняют позитивный настрой и веселый нрав на протяжении всей жизни. Такая позиция позволяет воспринимать процесс старения естественно и не зацикливаться на различных возрастных изменения.
  • Зависимая. Как правило, такая позиция проявляется у тех, кто в течение всей жизни вел пассивный образ жизни, ничего не достиг и имеет заниженную самооценку. Такие люди и в преклонном возрасте рассчитывают только на помощь окружающих, их сострадание и сочувствие, при этом сами даже не пытаются изменить свою жизнь к лучшему.
  • Защитная. Данная позиция присуща людям, которые с ненавистью относятся к процессу старения, не желают принимать помощь окружающих или близких людей и пытаются вести максимально активный образ жизни. Такое поведение является для них нормой и помогает чувствовать себя независимыми и востребованными даже в пожилом возрасте.
  • Враждебная. Люди с враждебной позицией обвиняют во всех своих проблемах только окружающих. К процессу старения они также относятся с ненавистью и пытаются остаться востребованными не только в профессиональной сфере, но и в общественной жизни. Любой вид деятельности, которым занимаются такие пожилые люди, приносит им моральное удовлетворение и независимость.
  • Враждебная к себе. Как правило, такая позиция характерна для людей, страдающих депрессивными состояниями. Они ни к чему не стремятся, не имеют хобби, увлечений, ощущают себя несчастными, ненужными и приближение старости воспринимают как окончание своих «мучений». Такие люди нередко обращаются к психиатрам и нуждаются в корректировке поведения.

Изменения, происходящие в пожилом возрасте, и физические, и психологические. Из-за индивидуальных особенностей они проявляются по-разному. Очень важно уделять пожилому человеку внимание, дарить заботу, любовь и доброжелательное отношение. Тогда приближение старости не будет вызывать негативные эмоции и станет всего лишь очередным этапом в жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.